Приготовление пастели

Приготовление пастели

Во всех видах живописи красящие вещества закрепляются на поверхности грунта и основы при помощи связывающих веществ: масла, клея, лака, извести и т. д.

Разнообразие методов живописной техники (масло, акварель, темпера и пр.) определяется именно свойствами связующих веществ, так как номенклатура применяемых красящих веществ почти всюду одна и та яге.

При живописи пастелью роль связующего сводится к минимуму. Красящие вещества пастели удерживаются на плоскости силою сцепления частиц пигмента с поверхностью грунта или основы, на которую они наносятся. Отсутствие оптического влияния связующих веществ является причиной матово-барха-тистой поверхности, непрозрачности и своеобразной блеклости тонов красочного слоя пастели. Это создает совершенно оригинальный колорит, который не может быть достигнут при помощи других живописных материалов.

Однако отсутствие связующего в красочном слое пастели является причиной того, что механическая прочность слоя крайне незначительна и краска способна легко осыпаться. Поэтому работы, выполненные пастелью, должны всегда храниться под стеклом.

Пастель готовится в виде небольших цилиндрических палочек, по внешнему виду напоминающих карандаши. Тончайшие порошки красящих веществ затираются с клеевым раствором до состояния густого теста (отсюда происходит название пастели: «pasta»—по-итальянски «тесто»). Из этого теста и формуются палочки пастелей, которые затем подвергаются медленной сушки.

Связующее вещество вводится лишь для того, чтобы сохранить приданную палочкам форму и сообщить им такую твердость, чтобы они не могли рассыпаться при работе. Некоторые красящие вещества настолько пластичны, что требуют весьма незначительного количества слабого клеевого раствора, чтобы образовать массу, годную для формовки. Однако другие нуждаются во введении пластификаторов. Такими пластификаторами являются мел, специальные сорта белых глин, которые одновременно могут служить и разбавляющим материалом наряду с цинковыми белилами и углекислым магнием. Для сообщения пастели мягкости вводится тальк, применяется специальная затирка пигментов с мыльной водой, а в некоторых случаях и слабая прокладка. Для сообщения краскам большей твердости вводится повышенное количество клея. Бархатистость пастели увеличивается при введении в ее состав тончайшей кварцевой пудры и талька. Материалом для связующих в пастели служат: гуммитрагант, гуммиарабик, декстрин, крахмальный клейстер, а иногда отвары овсяной муки, солода и пр. В качестве красящих веществ пригодны все виды пигментов, которые применяются в живописи. Не следует только употреблять для пастели свинцовые белила.

В соответствии с требованиями живописной техники пастельные краски вырабатываются в виде чистых цветов, их разбелов, а также и ряда смесей. Поэтому общий набор пастели очень велик. Пастель готовится мягкая, полутвердая и твердая. Последняя приближается по характеру к цветным карандашам и отличается от них тем, что не пропитывается жирами, вследствие чего штрихи пастели лишены блеска.

Наборы, имеющиеся в продаже, не всегда удовлетворяют потребителя-художника как со стороны ассортимента, так и со стороны своих физических свойств. Сравнительная легкость изготовления пастели дает возможность самому художнику приготовить недостающие оттенки. Можно приготовить также пастель желаемой твердости.

Лучшим связующим для пастели является гуммитрагант. Требуется, чтобы все сухие вещества, применяемые для пастели, были измельчены до высокой тонкости. Для этого пигменты, фарблаки, мел, тальк, каолин и т. д. должны быть тщательно растерты в ступке и просеяны через шелковое сито. Если применяются натуральные земли, то они должны быть отмучены от песка и механических примесей. Тончайший осадок фильтруют, сушат, растирают и просеивают. Чтобы получить наиболее тонкие и ровные по своей величине частицы, все красящие вещества следует подвергать отмучиванию.

Приготовленные таким образом сухие вещества смешивают с раствором клея и тщательно растирают в фарфоровой ступке, а лучше всего на куранте. Если оказывается, что масса суха, добавляют воду и путем растира и дальнейшего разминания руками получают густую тестообразную массу. Эту массу, уминая пальцами, пропускают через металлическую трубочку в виде цилиндра любой толщины и длины. Эти цилиндры сушат при комнатной температуре, а подконец и при более высокой, например ставят на калорифер отопления до полного высыхания.

Земляные пигменты (охры, умбры, мел, каолин) требуют минимального количества связующих. Пользуясь жирными охрами, каолином, можно вообще не вводить связующих, так как масса после высыхания получается сама по себе достаточно пластичная и твердая. Искусственные пигменты требуют тем большего количества связующих, чем выше удельный вес пигмента. Искусственные охры -— марсы — требуют несколько повышенного количества клея, точно так же как крапплаки, синий кобальт, жженые охры, изумрудная зеленая. Наибольшее количество клеящих веществ вводится во все виды кадмия, фиолетовый кобальт, ультрамарин, свинцовые кроны. Кроме того, для улучшения свойств пастели в изумрудную зеленую, крапплак, жженые охры, красные кадмии необходимо вводить до 20% талька. Вообще введение талька в количестве 5—10% полезно для повышения бархатистости и мягкости пастели. Наконец, такие пигменты, как, например, изумрудная зеленая и некоторые сорта крапплака и марса, необходимо предварительно тщательно растереть с водным раствором каолинового мыла (зеленого) и прибавить воскового мыла. Последнее получается нагреванием смеси зеленого мыла с пчелиным воском. Варьируя количество клея, талька и каолина, можно получить пастели разной твердости.

Для приготовления пастелей в домашних условиях поступают следующим образом. Сначала отдельно готовят смеси пигментов с клеем, тщательно обрабатывая их, как это было указано выше. Одновременно таким же образом готовят и мел. Изготовив цветные и белые пасты, смешивают и перетирают их в определенных пропорциях. Для примера приготовим пастель на основе красного кадмия.

К 160 граммам пигмента в фарфоровой ступке прибавим 40 граммов талька и прильем 50—60 куб. сантиметров однопроцентного раствора траганта. Полученную массу тщательно разотрем до состояния густой пасты. Затем таким же способом приготовим пасту на основе мела, введя 50—60 кубиков по 0,5% раствора траганта. Далее, половину красной пасты употребим для приготовления пастели самого темного оттенка. Вторую половину красной пасты смешаем с равным количеством пасты из мела и тоже разделим ее на две части. Из одной приготовим пастели, а другую вновь смешаем с равным количеством белого, и т. д. Обычно изготовляют до восьми оттенков одного цвета. Поступая таким образом, можно приготовить пастели всех цветов, а также и смеси их.

Если в процессе работы масса слишком загустеет и сделается неудобной для формовки, можно добавить немного воды. После того как пастель просохнет, цилиндрики оклеиваются бумагой таким образом, чтобы концы оставались открытыми на 2—3 миллиметра.

Продолжайте читать
0
1986 Hits
Комментариев: 0