Прерафаэлиты - Братство кольца?

 

Фото: пресс-служба ГМИИ им. А. С. Пушкина
Прерафаэлиты, кто они? Как нашли друг друга, почему они настолько удивительны. Что принесли в мир и закончилось ли воздействие их культурной интервенции. И не прошло ли их время?
Прерафаэлиты (англ.Pre-Raphaelites) это направление в английской  живописи второй половины XIX века образованное в начале 1850-х годов в целях борьбы с условностями викторианской эпохи, традиций академизма и подражания  классическим образцам в искустве. Да и само наименование «Прерафаэлиты» должно было обозначить родство с художниками  раннего возрождения, то есть «до Рафаэля» и его современников а также последователей. Все ясно. Но только вот вопрос: Зачем?  Что объединило Джона Эверетта Миллеса, Холмана Ханта, Данте Габриэля Россетти, его младшего брата Майкла Россетти, Томаса Вулнера, Фредерика Стивенса и Джеймса Коллинсона первых семи братьев новоиспеченного братства.
А началось братство со  знакомства  Холмана Ханта с Данте Габриэль Россетти и идеи обьединившей их, они считали, что современная английская живопись зашла в тупик и умирает, и наилучшим способом возродить её, будет возвращение к искренности и наивности раннего итальянского искусства. И с юношеским пылом они решают создать секретное общество названное Братством прерафаэлитов.
В группу с самого начала пригласили Джеймса Коллинсона (студента Академии и жениха Кристины Россетти), скульптора и поэта Томас Вулнера, молодого девятнадцатилетнего художника и впоследствии критика Фредерика Стивенс и младшего брата Россетти Уильяма Россетти, который по стопам старшего брата поступил в художественную школу, но призвания к искусству не проявлил и, в конце концов, стал известным художественным критиком и писателем.  А  Когда Моррис и будущий художник-прерафаэлит Э. Бёрн-Джонс поступили в 1852 г. в оксфордский Эксетер-колледж, они составили своеобразный манифест консервативной революции, один из первых в мире: они поклялись вести крестовый поход и священную войну против нынешнего века, «безжалостного холода времён»
Но почему, вот так сразу, и секретное общество?  Ведь считается, что тайным, братство стало с самого зарождения, поскольку Королевская академия художеств очень ревниво относилась к новшествам ради сохранения традиций академического искусства.
Но при этом, говоря лишь об искусстве, мы напрочь забываем что конец девятнадцатого века насквозь пропитан духом тайных союзов, братств и оккультных обществ, спиритистов и идейных революционеров. Все это на фоне взрывообразно развивающейся индустриализации а так же нового искусства, и способа запечатления реальности, фотографии.
Да, прерафаэлиты активно использовали фотографию в процессе живописи, и даже успели внести немалый личный вклад в развитие фотоискусства. Фотоснимки прерафаэлитов отличаются стремлением к созданию  двухмерного пространства и вниманием к деталям, а так же стремлением раскрыть внутренний мир модели и сюжета, что на том этапе развития фотографии далеко не всем удавалось. И неоднократно фотография, а не картина становились конечным результатом.  Особенно известны фотографии Джейн Моррис, сделанные Данте Габриэлем Россетти в июле 1865.   Стоп, а как же возврат в прошлое, к ранним итальянским мастерам? Талантливые были ребята! И решительно собравшись в прошлое, они рванули в будущее, попутно меняя мир вокруг себя. А что же они читали?   Дж. Макдональда Кларендона и Филмора, Джона Ривза, романтиков Колриджа и Коббета и «феодального социалиста» Карлейля.
И что из этого вышло? А то, что революционные идеи в живописи дополнились и литературными произведениями. Чего только стоят литературные труды Морриса, да он писал не только картины. Он написал утопический роман "Вести из ниоткуда", о стране, в которой все работают только для удовольствия и плоды их трудов бесплатно раздаются ценителям.
И его романы, (до сих пор не переведённые на русский язык) «House of Wolfings», «The Wood beyond the World» и «The Well at the World’s End», написанные в жанре мистического реализма.
Кстати ими зачитывался сам будущий автор «Властелина Колец» Джон Рональд Руэл Толкин,  к тому времени он поступил в тот самый Эксетер-колледж (1911) выпускниками которого были многие прерафаэлиты и уже в 1914 г. потратил полученную премию на покупку сочинений Морриса. Его романы «Дом Сынов Волка» и «Корни горы» глубоко потрясли Толкиена.
Да, безусловно уникальный колледж, этот Эксетер. Но дело вероятно в некоторых из его преподавателей, которые знали как, и куда направить мысли и мечты своих учеников. Где то здесь зарыты корни еще одного братства в значительной степени создавшего прочный фундамент целого пласта в современной литературе. А  именно, Инклинги  (англ. Inklings) неофициальная литературная дискуссионная группа при Оксфордском университете.       Инклинги поощряли создание повествовательной литературы, в особенности -  в стиле фэнтези. Выглядело это как встреча друзей по вторникам в пабе «The Eagle and Child» («Орёл и дитя»). За кружечкой пива собиралось до двадцати человек во главе с Дж. Р. Р. Толкиеном и К. С. Льюисом, автором таких литературных перлов как «Хроники Нарнии» и «Письма Баламута». Люди просто собирались на дружескую беседу и создавали новую литературу. И не какую то, а весьма созвучную творческим поискам прерафаэлитов. Здесь, та же любовь к преданьям старины глубокой, вылившаяся в очередной литературный прорыв и создание нового направления в литературе. Вот, как-то так, ненавязчиво были придуманы новые миры в различных направлениях Искусств и пахать нам эти поля, не перепахать...
Продолжайте читать
0
524 Hits
Комментариев: 0