Konrad Witz
Konrad Witz
Святой Христофор. ок. 1435. Художественный музей. Базель
Святой Христофор. ок. 1435. Художественный музей. Базель

Конрад Виц родился в семье ювелиров, выходцев из верхнерейнскои области. Его детство проходило сначала во Франции, а затем в Констанце. В 1431 он приезжает в Базель, где в 1434 становится членом «Zunft zum Himmel", корпорации, объединяющей художников, ка.менотесов, стекольщиков и ювелиров. По случаю церковного Собора в Базеле внешний облик города меняется: сюда доставляют различные предметы роскоши, сюда приезжают художники, которые получают заказы на алтарные картины, фрески, шпалеры и витражи. Именно в такой космополитической атмосфере будет работать Конрад Виц.

Став гражданином Базеля в 1439, он пишет фрески в Корнхаузе (не сохранились). В 1444, по приглашению одного из влиятельных членов Базельского Собора, кардинала Франсуа де Миса, епископа Женевского, Конрад Виц отправляется в Женеву, где исполняет картину для главного алтаря в соборе св. Петра. Лишь немногие произведения художника сохранились: 12 из 16 створок полиптиха «Зерцало искупления человечества», вдохновленной догматом «Specutum humanae salvationis» и написанного в 1435 для собора в Базеле. «Св. Христофор» (Базель, Художественныи музей), четыре фрагмента алтаря из собора св. Петра в Женеве (Женева. Музей искусства и истории) и три поздних работы, исполненных в период между 1444 и 1446 и принадлежащих одному и тому же алтарю: «Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот» (Базель, Художественный музей), «Благовещение» (Нюрнберг, музей) и «Св. Екатерина и св. Магдалина» (Страсбург, музей собора). Полиптих «Зерцало искупление человечества» включал в себя несохранившееся центральное панно и две двусторонних створки с четырьмя сценами на каждой. В Художественном музее в Базеле хранятся пять из восьми панно («Эсфирь и Артаксеркс», «Авраам и Мелхиседек». «Давил и Авессалом» и другие, с изображением на оборотной стороне фигур «Церкви», «Синагоги», «Ангела из Благовещения» и «Св. Варфоломея»). Сохранились также два других панно, «Август и Сивилла» и, на оборотной стороне, «Св. Августин» (Дижон, Музей изящных искусств). «Соломон и царица Савская» (Берлин-Далем, музей). Для этого первого произведения Вица. как и для «Св. Христофора», характерна некоторая грубость рисунка, контрастирующая с тонкой игрой света и рельефной выпуклостью.

Художник ищет пластической выразительности и, помня уроки скульптуры Клауса Слютера, создает объемные фигуры, напоминающие фигуры «Пророков» из картезианского монастыря Шанмоль в Дюконе. Все детали исполнены со знанием законов перспективы и светотени. Сверкающие доспехи, дорогие ткани, драгоценные камни, эффекты воздушной атмосферы - все это изображено с подлинным реализмом Шедевром зрелого периода Вица является алтарь св. Петра в Женеве, от которого сохранились лишь две створки, состоящие из четырех панно («Чудесный улов рыбы», «Спасение св. Петра», «Представление кардинала Миса Богоматери» и «Поклонение волхвов»). Все, что было грубого, резкого в предыдущих работах художника, здесь исчезает, уступая свое место подлинной естественности, масштабности композиции и сдержанности художественной экспрессии. Этот алтарь является единственным подписным произведением Вица - надпись готическим шрифтом «Hoc opus pinxil Conradus Sapientis de Basilea MCCCXLIIII» стоит на раме створки «Чудесного улова рыбы», она позволила установить творческое наследие художника. «Чудесный улов» свидетельствует об эволюции стиля художника, здесь изображается реальный, женевский пейзаж, сети и плоскодонка, над поверхностью воды иногда выступают сваи старой Женевы. На другом берегу на холмах Колони раскинулся Вуарон, вершина Моля и Пти-Салев, а вдали экскорт всадников сопровождает знамя с гербом Савойи. Пейзаж заполняет все пространство картины, в какой-то степени отодвигая на второй план само действие. Этому произведению присущ удивительный реализм и историческая правдивость, в которых заключена новаторская сила и смелость искусства Вица. Своим «модернизмом», «Чудесный улов» контрастирует с другими панно алтаря, еще пронизанными чисто средневековой наивностью, как, например, в «Спасении св. Петра», в котором Виц не избежал влияния религиозного театра.

В поздних произведениях Вица - «Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот». «Благовешение», которые еще недавно составляли одну двустороннюю створку, и «Св. Екатерина и св. Магдалина» - объемность архитектурного декора, смелые ракурсы и перспективы, использование прихотливой светотени ясно говорят о творческом развитии художника. Исходя из чисто пластической концепции, художник создает живописные творения настолько яркие по языку, что заставляют признать его как одного из лучших художников своего времени.

Творчество Вица открывает эпоху нового реализма. Ему были понятно новаторство Яна ван Эйка и, особенно, Мастера из Флемаля, он хорошо знал возможности светотени и тщательно прорабатывал даже мельчайшие детали. Вместе с тем художник эпохи Раннего Возрождения, Виц находился в водовороте разнообразных, часто противоречивых влияний и, имея в своей основе немецкие корни, испытал влияние бургундских и фламандских мастеров. Его искусство близко искусству Мастера Благовещения из Экса, в творчестве которого также чувствуется влияние Слютера и Мастера из Флемаля, которое проявляется в синтетизме, упрощенной роли света и монументальной выразительности образов. Виц, в свою очередь, оказал значительное влияние базельских (Базельский мастер 1445 года. Мастер из Сиренца) и савойских художников.

Среди произведений, приписываемых Вицу, следует особо отметить три исключительно важных работы, относящихся, по мнению некоторых исследователей, к раннему периоду его творчества, но, возможно, принадлежащих кисти некоего «Ханса Вица» - «Распятие» (Берлин-Далем, музей), «Пьета» (Нью-Йорк, собрание Фрик) и «Св. Семейство в церкви» (Неаполь, Каподимонте).

ок 1400
1446 (1446)
Масляная живопись
Швейцария
Википедия Виц, Конрад Просмотров 1

Оставьте свой комментарий

Оставить комментарий от имени гостя

0 Ограничение символов
Размер текста должен быть больше 10 символов
Ваш комментарий будет проверен модератором сайта.
правилами и условиями.
  • Комментарии не найдены