Автопортрет в шляпе - Андре Дерен
Автопортрет в шляпе - Андре Дерен

Самый первый авангардист на Земле.

Андре Дерен (10.06.1880 - 08.09.1954) - французский живописец, один из главных представителей фовизма. Путь Дерена как художника - это череда столкновений с исторически сложившимися художественными традициями, например классицизмом.

Дерен родился в парижском пригороде Шату в семье кондитера. В 1895 он закончил среднюю школу и был награжден премией за вьщающиеся успехи по рисованию и естественным наукам. Избрав для себя профессию инженера, поступил на подготовительные курсы при Политехнической школе в Париже. Свободное время он посвящал искусству: ходил в находящийся неподалеку Лувр, изучал там живопись XV столетия, делал зарисовки на пленэре берегов Сены и брал уроки живописи. В 1898 Дерен поступил в "Академи-Карьер", где познакомился с Анри Матиссом, и решил сделать живопись своей профессией.

1900: Путь к фовизму. В 1900 Дерен познакомился с художником Морисом де Вламинком, вместе с которым открыл в Шату мастерскую. В период трехлетней воинской службы (1901-1904) времени для занятий живописью у него было достаточно, тогда же появились такие его работы, как, например, "Бал в Сюрезне" (1903), где он изображает себя среди группы солдат на танцевальной вечеринке. Лето 1905 Дерен провел с Матиссом и Полем Синьяком в Коллиуре, где писал экспрессивные картины-ландшафты.

Подобно его коллегам-художникам Раулю Дюфи, Матиссу и Вламинку, он отказался от разделения цветов на цветовые оттенки, характерного для работ большинства импрессионистов. Когда в 1905 эти художники выставили свои работы в "Осеннем салоне", критик Луи Воксель отметил, что пространство в них напоминает клетку для диких животных - "cage aux fauves". Таким образом, представители этого направления в живописи (французского варианта экспрессионизма) получили наименование "дикие" (Fauves).

После того как в 1906 Дерен увлекся африканским пластическим искусством, он начал работать с неправильными и искаженными изображениями. Такова, например, работа "Лондонский мост" (1905/06), а также работы, появившиеся во время его пребывания в Л'Эстаке (Прованс) - например, "Л'Эстак" (1906).

1907: Обращение к кубизму. В 1907 под впечатлением работ Сезанна и экспериментов Пабло Пикассо и Жоржа Брака Дерен обратился к кубизму. Параллельно с этим он работал над классическими ландшафтами и натюрмортами. Его цветовая палитра стала менее яркой и контрастной. С 1911 Дерен создал по заказам владельца галереи Даниэля-Анри Канвайлера 33 натюрморта, которые, хотя и сильно приближенные к работам Брака и Пикассо, работавших в стиле кубизма, тем не менее были связаны с историческими традициями живописи прошлого. В своем так называемом готическом периоде творчества Дерен перерабатывал элементы живописи XV столетия. Формально художник придерживался классических норм и своей реалистической манерой изображения предвосхитил неореализм.

1914: Неоклассицизм. После первой мировой войны, которую Дерен прошел простым солдатом, он стал ориентироваться на неоклассицизм, а тематикой его работ стали обнаженные натуры. Кроме того, в 1919 он иллюстрировал сборник стихов Андре Бретона "Mont de piete" ("Гора благочестия") и создал свою первую оформительскую работу для сцены (декорации к пьесе Поля Клоделя "Объявление"). Большим успехом Дерена были также декорации и костюмы, созданные для "Русского балета" Сергея Дягилева.

С середины 20-х Дерен посвятил себя живописи ландшафтов, бросив вызов работам Клода Лоррена и Николя Пуссена. Однако его картины, по отзывам критиков, были обречены на неудачу из-за их безнадежного консерватизма.

1941: Во время второй мировой войны. В 1935 Дерен приобрел дом в Шамбурси, откуда уехал после того, как немцы оккупировали Францию (1940). Он жил в Париже, иногда у жены Алисы Принсе (бракосочетание в 1907), иногда у своей модели, которая впоследствии родила ему ребенка. Предложения работать на нацистов он поначалу отвергал, но в 1941 принял приглашение посетить Германию, устроенное нацистами с пропагандистскими целями. По окончании второй мировой войны Дерен получил клеймо коллаборациониста и практически перестал появляться в обществе. Чувство одиночества отражает темная палитра его последних картин, таких, как "Угрюмый пейзаж" (ок. 1952). С 1953 вследствие болезни глаз у Дерена стало резко ухудшаться зрение. В 1954 74-летний Дерен погиб в парижском пригороде Гарше в автокатастрофе.

Первые шаги в живописи

В академии Камилло, куда поступил Андре (1898), произошло его знакомство с Матиссом, который сразу оценил талант и трудолюбие Дерена. Именно Матисс вводил юного живописца в мир искусства: знакомил с художниками, галеристами, рекомендовал посещение музеев и выставок. Под влиянием старшего друга Дерен стал завсегдатаем Лувра, копировал великих мастеров, набирался опыта. Но по-настоящему подружился Дерен с художником-самоучкой Морисом Вламинком. Их объединяло то, что оба родились в Шату и постоянно ездили туда из Парижа.

Они вместе арендовали заброшенный ресторан у себя на родине, оборудовали там мастерскую. Сошлись они и по многим вопросам искусства. Вместе писали пейзажи, вместе посещали галереи и выставки, горячо их обсуждали. По мнению Матисса, настороженно относившегося к новому другу Дерена, Вламинк был слишком шумен и эпатажен.

Служба в армии

Три года (1901 – 1904) Дерен служил в армии. В это время он много читал, рисовал, написал пьесу и начал работу над романом «Три ласки». Его юмористические рисунки Вламинк пытается опубликовать в журналах «Улыбка» и «Смех».

Влияние Матисса. Рождение фовизма

После армии Дерен возвратился в Шату, но материальное положение не позволило ему продолжить образование. Матисс приходит на помощь. Он делает визит к родителям Дерена, чтобы убедить их в том, что талант их сына очевиден, что его ждет успех. Для солидности Матисс взял с собой свою жену Амели, чтобы своей респектабельностью расположить к себе родителей Дерена. Это возымело эффект: они поверили словам Матисса и помогли сыну материально.

В 1905 году по ходатайству Матисса Дерен впервые выставил восемь своих картин. Четыре из них были проданы по пятьдесят франков, причем три купил русский ценитель живописи Иван Морозов. Летом того же года по приглашению Матисса Дерен уехал работать на побережье Средиземноморья, где неустанно экспериментировал, пытаясь найти свой стиль, свой путь. Его хаотичные мазки, капли и линии создавали удивительные контрасты и диссонансы. Матиссу понравился этот метод, и он подхватил его. Это было что-то абсолютно новое. Придуманный Дереном метод вошел в историю мировой живописи под названием фовизм.

Выставки. Заказы

Конец 1905 года был ознаменован тем, что Дерен стал полноправным участником парижских выставок. Сначала – в галерее Берты Вейль, где публика недоумевала и посмеивалась над его картинами, а потом – перед закрытием Осеннего Салона Амбуаз Воллар, арт-диллер, купил все картины (89) и рисунки (80) Дерена, что были у него в мастерской, заплатив за все 3300 франков. Вслед за этим Воллар сделал заказ росписи ваз и тарелок работы гончара Андре Меттея. Кроме того, Воллар заказал Дерену серию пейзажных берегов Темзы. Для этого художник на несколько недель уехал в Лондон, где написал тридцать картин, из них сохранилось 29.

Сотрудничество с Пикассо

Возвратившись из Лондона. Дерен участвовал в Салоне Независимых, выставлялся в Гавре в составе Группы Современного Искусства. Весной 1906 г. Гийом Аполлинер познакомил Дерена с П. Пикассо, после чего Дерен уехал в Париж и снял мастерскую неподалеку от жилья Пикассо. Особенно тесной их дружба стала в 1906 г. Они много работали, спорили, обсуждали. В кругу их внимания – творчество Сезанна, Поля Гогена, который вдруг открылся молодым художникам, поскольку раньше, еще при жизни, почти не выставлялся и был не знаком публике.

Творчество Гогена вдохновило художников на занятия печатной графикой. Инициативу изъявил Дерен, выполнив 25 ксилографий, изображавших танцующих женщин. Потом друзья занялись резьбой деревянной скульптуры. Несколько его барельефов приобрел Амбуаз Воллар и Поль Гийом. Большой успех был у фигурной композиции Дерена «Купальщицы». Пикассо настолько восхищался этой работой Дерена, что купил в 1908 г. у него маленький этюд ко второй версии композиции.

В 1907 г. Пикассо познакомил Дерена с его будущей женой Алисой Принсет. По ходатайству Пикассо Дерен заключил контракт с дилером Канвайлером, благодаря чему приобрел материальную стабильность. Но вскоре художника настиг творческий кризис и депрессия, и в результате он уничтожил большинство своих картин.

Международное признание

Кризис закончился. Дерен снова стал много работать и вскоре его картины стали выставляться в крупнейших городах Европы (Прага, Дюссельдорф, Мюнхен, Берлин, Москва, Петербург и др.) В 1913 г. его работы показывают на Арсенальной выставке Нью-Йорка и Бостона.

Годы Первой мировой

Когда началась Первая мировая война. Дерен отправился на фронт, где участвовал во многих боях. Однажды немецкий журналист напечатал сообщение о том, что Дерен погиб. Эти сведения, к счастью, оказались ошибкой, а Дерен даже серьезных повреждений избежал на этой войне. Но четыре с лишним года, проведенные в постоянной близости от смерти, крови и человеческих бед, серьезно отразились на эмоциональном состоянии Дерена.

После войны. Премия Карнеги

Демобилизовавшись после войны в 1919 г. Дерен возвратился в Париж и возобновил работу. Затем в Лондоне он создал декорации, костюмы и авансцену к балету «Волшебная лавка» (муз. Россини), сотрудничал с Пикассо и Матиссом, работающими над другими балетами. Он выполнял частные заказы, подписывал новые контракты, участвовал в выставках. В 1920 – 1924 годах о Дерене вышло четыре монографии. Он стал по-настоящему модным художником.

В 1928 г. Дерен был удостоен престижной премии Карнеги. Это еще больше повысило его репутацию как художника. Он снова активно выставлялся на многочисленных международных выставках Европы и Америки.

В Шамбурси

В 1929 г. Андре Дерен купил в Шамбурси дом, куда перевез свою семью (прожив 20 лет вместе, Алиса Принсет и Дерен официально оформили отношения в 1926 г.). В 1935 г. художник продал недвижимость в Париже и уединился в Шамбурси. Но в выставках по-прежнему участвовал, работал для театральных постановок.

Французский скульптор, а так же график, керамист, декоратор и художник Андре Дерен родился в 1880 году недалеко от Парижа, где и получил художественное образование. Источником вдохновения для Дерена являлись работы Мориса Вламинка, а позднее картины Анри Матисса, которые оказали самое значительное влияние на становление живописного стиля молодого художника. Картины Андре Дерена написаны в духе фовизма, для которого характерны сильная эмоциональная подача произведения за счет использования динамичных стихийных мазков и ярких чистых контрастных цветовых сочетаний. При этом фовисты стремились свести форму к простейшим очертаниям и отказывались от объема, свето-тени и линейной перспективы.

Создавая пейзажи Дерен стремился передать бурную и стихийную жизнь природы. За счет преобладания в работах интенсивных цветов, использовании контрастов, чистого колорита и крупных пятен его произведения очень декоративны. Впервые картины Андре Дерена были замечены публикой на Осеннем Салоне, проходившем в Париже в 1905 году. Выставленные полотна отличало смелое использование резких интенсивных цветов и крайне обобщенного рисунка. Работы демонстрируют тонкое знание цвета и рисунка, что присущее всему фовизму в целом.

Позднее художник начинает экспериментировать с пространством, а точнее с его построением, к чему его подвигло увлечение Сезанном. Композиции на картинах Андре Дерена становятся рационалистически чёткими, а формы приобретают весомость и геометричность. По цветовому решению произведения намного сдержаннее и даже хмурые, а основной колорит, использующийся мастером находится в палитре зеленовато-бурых, серых и свинцовых оттенках. Постепенно в творчестве Дерена начинают преобладать застылые и сумрачные образы, а темами его работ все чаще становятся тоскливые и однообразные будни провинции.

К 20-м годам картины Андре Дерена явственно отражают собственный стиль, для которого характерен классический рисунок, строгое и бесстрастное настроение. Именно это и прославило художника, как одного из значимых художников современности.

10 июня 1880
8 сентября 1954 г.
Заголовок Фотография Жанры Стили и направления Техника Категория Категория
Автопортрет Эжена Каррьера
Автопортрет Эжена Каррьера
Символизм Масляная живопись Краткая биография художников, Художники
Франция
Заголовок Фотография Стили и направления
Анри Матисс
Анри Матисс
Импрессионизм
Морис де Вламинк
Морис де Вламинк
Постимпрессионизм
Поль Сезанн
Поль Сезанн
Постимпрессионизм

Комментарии (0)

There are no comments posted here yet

Оставьте свой комментарий

Posting comment as a guest. Sign up or login to your account.
Вложения (0 / 3)
Share Your Location

Поиск по каталогу

Жанры
Стили и направления
Техника
Страна